ПАМЯТКА 1
АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИСТОРИЧЕСКОГО ЛИЦА
1. Страна, эпоха исторического деятеля.
2. Дата рождения и смерти.
3. Происхождение, его влияние на дальнейшую жизнь героя.
4. Основные черты характера, данные природой.
5. Влияние окружающих на его деятельность и характер.
6. Интересы, какого социального слоя он выражал?
7. Каковы цели и стремления этого человека?
8. Средства осуществления целей.
9. Достиг ли он этих целей?
10. Успехи-неудачи. Цели жизни.
11. Оценка его деятельности современниками.
12. Память потомков.
13. Ученые о нем.
14. Ваше мнение о нем.
ПАМЯТКА 2 по работе с текстом учебника 1. Внимательно прочитай название параграфа. 2. Чтобы составить общее представление о теме, прочитай сначала весь параграф. 3. Проговори (а лучше -кратко запиши в блокнот) вопросы, на которые тебе надо ответить. 4. Внимательно прочитай еще раз каждый раздел параграфа, но теперь: А) обращай внимание на название каждого раздела (в нем содержится главная мысль) Б) отмечай простым карандашом готовые ответ на вопрос или те места в тексте, которые помогут на него ответить. В) подчеркни (или выпиши в блокнот) непонятные слова, встречающиеся в тексте. 5. Выясни при помощи словаря значение непонятных слов. 6. Устно ответь на заданный вопрос несколько раз, чтобы почувствовать уверенность в правильности и полноте своего ответа. 7. Перескажи параграф (раздел).
ПАМЯТКА 3 по развитию монологической речи Что надо помнить, чтобы устно ответить на вопрос к тексту на "5". 1. Чтобы правильно понять вопрос, внимательно его прочитай и очень кратко запиши в блокнот (тетрадь). 2. Внимательно поработай с текстом: А) найди и отметь простым карандашом ответ на интересующий тебя вопрос или то место в тексте, которое поможет на него ответить. Б) прочитай еще раз это место в тексте (вслух) , убедись: - в том, что в нем действительно содержится ответ (или информация, которая поможет ответить) именно на этот вопрос; - в том, что содержащаяся в нем информация дает полный ответ на этот вопрос. 3. Еще раз прочитай вопрос и попробуй устно (вслух) ответить на него. Избегай в ответе "слов-сорняков" и длинных пауз. 4. Если не получилось, составь простой план ответа на него, используя текст учебника, (или выпиши ключевые слова, которые помогают на него ответить) 5. Пользуясь планом (ключевыми словами) , еще раз попробуй устно (вслух) на него ответить. 6. Делай это до тех пор ( и только вслух!) , пока твой ответ не понравится тебе самому. 7. Скажи себе: "Молодец!" и закрой учебник.
ПАМЯТКА 4 для учащихся, решающих познавательные задачи по истории 1. Внимательно прочтите условие задачи и запомните вопросы к ней. 2. Начните обдумывать данные в тексте условия и определите, что они дают для ответа на вопрос. 3. Если в условии текста познавательной задачи не хватает данных для решения, вспомните, что вы знаете по теме задачи, и подумайте, что их этих знаний может помочь решению. 4. Своё решение обязательно докажите. Если из условия задачи следует нескольких выводов, каждый из них надо доказать. Проверьте, готовы ли вы ясно и убедительно изложить доказательство. 5. Проверьте, является ли ваше решение ответом по существу вопроса задачи. Полон ли ваш ответ? Нет ли лишнего, не относящегося к вопросу задачи? 6. Ещё раз проверьте, нет ли в условии задачи данных, противоречащих вашему решению. Все ли данные вы учли? 7. Проверьте, все ли возможные выводы по существу вопроса задачи вы сделали и доказали? 8. Подумайте, не противоречат ли друг другу данные в условии задачи, не помогают ли одни данные понять значение других данных того же условия?
|